Блог ольги зиновьевой, СЕО ELEMENTAREE

Об общепринятых мнениях, Франции и преемственности поколений

Ольга Зиновьева
Почему в России миллиардер — синоним слова вор, а в Америке нищий — синоним слова бездельник? Почему одни видят себя творцами своей судьбы, а другие ждут у моря погоды? В основе суждений, которые разделяются большинством общества, лежат глубоко зашитые в культуре верования.

Английское слово beliefs более четко отражает суть, указывая на сложившиеся в любых сферах жизни традиционные способы сделать что-то 'как принято'. Люди, сформировавшиеся в одной культуре, часто имеют эти верования и мнения на подсознательном уровне — в форме автоматического ответа, который приходит в голову еще до включения логического аппарата. "Как в России стать миллиардером? — пойти во власть и наворовать". В этой связи особенно любопытными смотрятся опросы студентов относительно лучших мест для выстраивания карьеры — госкорпорации там нередко занимают лидирующие позиции.

Несколько основных верований — относительно справедливости, благосостояния, времени, отношения к тебе других людей и красоты — составляют рецепт того продукта, который производит страна. Эти верования формируют отношение к продукту, который человек производит — будь он миллиардный предприниматель или укладчик на конвеере. А отношение к своему продукту, в свою очередь, — это проекция отношения к самому себе. Если вы миритесь с тем, что производите сыр из сычужных смесей и больного молока, то не стоит потом удивляться, почему собственная самооценка страдает и требует подпитки в виде нового автомобиля Porsche или — в более усложненных случаях — в виде домашнего насилия и водки.

Я люблю проверять эту теорию о связи общественных мнений и продукта на практике. На этот раз — вести с полей Прованса. Во что верят там:

1. Справедливость во всем

Страна, где было столько буржуазных революций, уж знает толк в справедливости. Каждый во Франции справедлив. И каждый может ee добиться. А значит, у каждого есть мотивация строить, ведь это будет справедливо защищено. Богатство зарабатывается трудом.

2. На свежий багет и камамбер должно хватать каждому

Никто из моих французских друзей не рассказывал мне о планах заработать миллиарды или покорить мир. Зато все они очень четко представляют, сколько их труд стоит и уверены в том, что монетизировать его они смогут без проблем. Работай хорошо = живи хорошо. Предсказуемость жизни очень помогает французам, когда дело касается благосостояния — оно тоже предсказуемо и устраивает. Знаменитые французские налоги на этом фоне выглядят платой за отсутствие неожиданностей, атмосферу спокойствия и умиротворенности. Выходя на улицу тихим прованским вечером, встречаешь довольные улыбающиеся лица — в жизни этих людей предсказуемо все нормально. А общественная стабильность и спокойные прогулки ночью — тоже ценность, за которую надо платить.
Ольга Зиновьева
3. Преемственность поколений

Французы обладают поразительной аурой укорененности. Преемственность поколений рождает гордость за свою семью, и, как следствие, за свое дело. Это видно во всем: заходишь в домашний ресторан под названием "Мой отец был кондитером", поднимаешься по винтовой лестнице и видишь седого радушного француза лет 55, который каждый день готовит по вдохновению для своих гостей. Учился он у своего папы, а потом, конечно, расширил навыки и вывел семейное дело на следующий уровень. Как, вероятно, сделает и его сын.

Качество продукта становится предметом личной гордости и личного же переживания. На пятничной ярмарке мы нашли булочника с уверенной надписью о том, что его семья выпекает свежий хлеб каждое утро уже с 1927 года, используя при этом только натуральные и качественные ингредиенты. Признаюсь, хлеб и правда был чудесен: мы съели что-то среднее между чиабаттой и багетом с оливками.

Булочник при этом не преминул выставить товар лицом: зная вкус своего хлеба, он без лишних слов отрезал кусок и дал нам попробовать. Качество сделало свое, мы тут же купили. А взгляд булочника наполнился довольством — наши деньги стали подкреплением его гордости. Конечно, здесь можно свалиться в другую крайность — самодовольство и уверенность, что только ты знаешь, как надо. Действительно, французы часто уверенно отстаивают свою позицию, но можно их понять — наши лица, попробовавшие хлеб, сказали все.

Укорененность в прошлом еще рождает уверенность и приходящую с ней неспешность. Ведь если задача вывода формулы лучшего хлеба — на несколько поколений, не стоит гнаться за сиюминутными спорными решениями — есть время все спокойно проверить и отработать.

4. Люди в моей стране похожи на меня и ценят то, что я делаю

Страна — это сообщество. Такой частый предмет шуток, как всеобщая любовь к французскому языку и упрямое нежелание разговаривать на другом — это ведь забота о сообществе, сохранности единого образа мыслей и взглядов. В чужом месте надо соблюдать местные правила. Французы ценят сообщество, гордятся принадлежностью к нему.

Так как все — его члены, никому не страшно что-то создавать. Ведь шансы на то, что его оценят, очень большие. Если я произвожу классный козий сыр, и мне он нравится, найдутся те, кто оценит мой труд и купит мой продукт. Особенно это работает в маленьких городках. Люди специально приходят на ярмарки и покупают пусть более дорогое, но местное и особенное, сделанное специально для них. И сами они тоже делают что-то особенное и местное — и их тоже ценят.

5. Красота

Она в простом — вкусах, ароматах, шорохах, природе. В том, чтобы насладиться круассаном, любуясь видом города. Или попробовать тот самый сыр. Или просто держаться за руки, хотя вы уже 40 лет женаты. Ценить момент — это качество я постараюсь унести из Франции с собой.
Ольга Зиновьева
Эти пять верований, схваченные мной во взглядах, неспешных беседах и жестах, составляют основу того, что позволяет жителям Франции создавать качественный, разнообразный и просто очень вкусный сыр. И не только сыр :) Важное уточнение: конечно, речь идет о среднестатистическом образе мысли. Личные обстоятельства (например, жизнь в другой стране, повышенная любовь к книгам, гипер-осознанность окружения и родителей) приводят к тому, что верования отдельного человека могут отличаться от доминирующих в культуре.

Сам по себе этот факт оставляет нам надежду на то, что верования можно поменять. К сожалению, вспоминаются слова моего гарвардского профессора, ведущего мирового экономиста, а в прошлом — призера олимпийских игр и просто очень колоритного латиноамериканца: "There are a lot of shity countries in the world. Unfortunately they can be shity for a very long time". Основная причина такой неутешительной динамики — как раз устойчивость верований. Но как все-таки менять верования? Рецепт и прост, и сложен: образование, открытость, ну и для начала — признание текущей ситуации.

Но еще есть теория малых дел, которая гласит: лучше начать с себя и с цели создать и крутой продукт и потом регулярно его воспроизводить. Да хоть тот же камамбер. Смелее! А мы в Elementaree будем у вас закупать продукцию и поможем, чем сможем.

А в личном кабинете ждет СКИДКА -31% на первый заказ